Фототахометры

Фототахометры

Чтобы понять, что из себя представляет фототахометр, необходимо, прежде всего уяснить, чем является его «предшественник» тахометр – прибор, измеряющий частоту оборотов в единицу времени на вращающихся частях различных механизмов: лопастях, роторах, турбинах, дисках и т. д. Это изобретение американского инженера Кёртиса Виддера чаще всего ассоциируют со стрелочным устройством на приборной панели практически любого современного автомобиля, которое измеряет скорость вращения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания (ДВС), однако сфера применения данного измерительного устройства на этом не заканчивается.

Между тем, для работы тахометра необходим непосредственный контакт прибора с вращающимся объектом исследования, однако во время предоставления некоторых услуг автосервиса – к примеру, отладки частоты вращения колеса – он невозможен. Поэтому на смену отжившему своё механическому тахометру пришли лазерный фототахометр и цифровой фототахометр. Принцип действия этих более современных аналогов тахометра довольно прост: на колесо (вал, ротор и т. д.) анализируемого механизма наносится около сантиметра липкой ленты со специальным светоотражающим покрытием, которое производитель зачастую предоставляет в комплекте с измеряющим устройством. Если поверхность вала имеет высокий коэффициент отражения, его следует покрыть краской либо заклеить черной лентой или любой матовой материей. Если вал вращается очень медленно, то нужно наклеить на него несколько полосок светоотражающей ленты, с определённым периодом, а результат, который отразится на дисплее фототахометра, нужно разделить на количество наклеенных отражающих кусочков. При этом, сам прибор, который оснащён источником лазерного луча и фотоэлементом, следует разместить вблизи исследуемого объекта на расстоянии от 5 до 50 сантиметров (в зависимости от модели). Включите фототахометр и направьте его на отражающий элемент вала. На дисплее прибора будут показаны результаты измерений с погрешностью 0,05 %.

Преимущества лазерных и цифровых фототахометров перед механическими и электро-механическими аналогами

Когда речь идёт о развитии техники, почти каждый специалист скажет, что новое лучше старого. В чем же современный фототахометр опередил первые тахометры, которые появились ещё в начале ХХ века? Во-первых, современные фототахометры способны измерять число оборотов не только в минуту, но и в заданный промежуток времени. Во-вторых, все цифровые и лазерные тахометры оснащены большим жидкокристаллическим дисплеем с подсветкой. В-третьих, большинство современных устройств наделены обширным дополнительным функционалом и внутренней памятью, в которой можно хранить результаты последнего измерения, минимальную и максимальную частоту оборотов и другие данные.